Марфа Посадница

Марфа Посадница

 

В 1907 году на котельно-судостроительном заводе Ивана Александровича Шорина была построена крупнейшая в мире нефтеналивная баржа «Марфа Посадница». Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении. Постройку баржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сироткин. Проект этого судна «мнущего» воду типа был разработан и запатентован великим русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым. Однако чертежи Шухова были доработаны гороховчанами в техническом отделе завода Шорина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение баржи было увеличено почти в пять раз. 

 

Марфа Посадница

 

«Котельный завод Ивана Александровича Шорина, кроме пароходных котлов, делал только железные баржи и достиг в этом большого совершенства, так что, когда председатель Нижегородского биржевого общества Д. В. Сироткин задумал создать свою знаменитую „Марфу-Посадницу“, он заказал её по своим чертежам заводу Шорина. Шорин выполнил задание, после чего построил ещё ряд однотипных барж-гигантов по заказу Сироткина, а затем — общества „Волга“ и товарищества братьев Нобель. Баржа (построенная по чертежам Сироткина на заводе И. А. Шорина в г. Гороховце на Клязьме) имела невиданные и неслыханные на Волге размеры: 72 сажени в длину и 10 саженей в ширину при грузоподъемности в 550000 пудов наливного груза и осадки в 19 четвертей». 

И. А. Шубин «Волга и волжское судоходство», 1927 год.